Монолог садового человека.
Сижу дома, бесконечный, как будто осенний дождь шлёпает по стёклам своими прозрачными лапками, из динамика компьютера льётся прекрасный голос Эммы Шаплайн, кузина моя, приехавшая из Ростова, собирает вещи, болтает о чём-то и смеётся, а папу сегодня положили в больницу, он болен, и очень изменился за это время.
Как снежный ком, наслоившись одно на другое, несчастья свалились на нашу голову. Папу жалко, маму жалко. Грустно.
Чтобы хоть как-то отвлечься, думаю о Саде. Господи, как же хочется с ними поговорить! Но нет. Не попаду я туда в этом году. Исключено . А по телевизору, разрывая мне сердце, через каждые полчаса объявляют: “Мистериальный проект Сад, Борис Юхананов, восьмая регенерация”.
Тьфу ты!! Вот всегда у меня так! Видит око……..
И тогда я решаю написать этот монолог, и обратиться к каждому из вас отдельно. Благо мне есть, что сказать вам всем!!
С кого бы мне начать?! Даааа!! ….. Задачка!!
Ну, да, ладно…… Начну с главного САДовника и ФАУСТоведа, Бориса Юхананова.
Борис! Уважаемый! Здравствуйте!
Я рада говорить с Вами…. Я Садовый
Человек--Оксана Великолуг! Вы, надеюсь, помните о моём существовании, где-то за пределами мира По сути, я являюсь Садовым Человеком вне Сада. Я не типичный Садовый Человек. Если вообще можно так сказать.
Сад был всегда внутри меня, в моей душе, в моём сердце.
Я много рисую Сад, даже Вас нарисовала….. Вы уж не обижайтесь, если не похож. Но таково моё виденье. Вы же сами знаете, как важно иметь свой взгляд на мир и на людей!!
Понимаете, у меня за эти пять лет накопилось к Вам столько вопросов, и, надеюсь, что когда-нибудь я их задам. Зная Вашу занятость, в этом монологе я этого не буду делать, потому что рискую не получить ответа никогда.
Я вообще не уверена, что Вы когда-нибудь это прочтёте…
Но всё-таки пишу.
Мне кажется, что главная проблема зрительского
непонимания того, что мы делаем (извините, что примазываюсь, и говорю “мы” но я смею надеяться, что имею на это право!), состоит в том, что люди привыкли к определённому стереотипу, который складывался годами, десятилетиями, а, быть может, и веками до нас. И когда им показывают что-то другое, они пугаются и обижаются так, будто этот стереотип придуман ими и дорог им как память!! Вот что я хотела сказать.
Я прилагаю титанические усилия, чтобы изменить такое положение вещей. И могу сказать, что кое-что у меня получается. Мою повесть читает большое количество совершенно разных людей из разных городов и стран. Дело в том, что я опубликовала текст повести в Интернете. Реакция бывает разная. От полного неприятия и пренебрежения до восхищения и радости. Чего больше? Не знаю…. Наверно, поровну и тех и этих. Вот так и живу я, уважаемый Борис Юрьевич.
В данный момент пишу маленькие рассказики, забавные и страшноватые. Когда-нибудь покажу.
Кто следующий? Фирсюша!! Фирс Николаевич…….Он же Юра Юринский
Здравствуй милый старый Фирсюшенька!!!
Как дела? Не холодно ли тебе в простуженной и мокрой Москве?
Не гудит ли твой самовар, перед несчастьем? Да и какое у тебя несчастье, Фирсюша? А! Свобода……
Бедный-бедный Фирс, ты к этому не привык. Испугался свободы! Как и мы, потомки твои, боимся ….. Ты всегда был крепостным, и мы не в лучшем положении прибывали и прибываем…
Да, уж ладно, не будем об этом!! Давай-ка, выпьем лимонада за неистребимое “гогенство”! А ещё…. За Садовое настроение, искрящееся и игристое, как шампанское в Новый год.
И ты никогда не умрёшь, а будешь вечным младенчиком в распашонке и чепчике, пусть смеются те, кто не понимает.
Только не простыл бы на этом июньском морозе…
А Юра Юринский мне не звонит или не дозванивается. А ведь книжки, которые он давал, я прочитала и фильмы посмотрела. И другим показала.
Весёлый он всё-таки…. Я ему книжку подарила, а он обрадовался и говорит: “Я—Буратино, пошёл в школу с книгой!” И с книжкой под мышкой ушёл доигрывать Вагнера в Фаусте.
Вот такой у нас Юра, Фирсюша.
Следующее послание для Яши…… Саши Дулерайна….
Яша, здравствуйте!
Когда я писала повесть про театр, то по своей рассеянности и бестолковости спутала Вас с другим персонажем. Просто у вас, садовых существ, есть привычка меняться репликами и одна реплика может произноситься разными персонажами. За это недоразумение я прошу прощение у Вас.
Вспоминаю, как играли мы с Вами вместе. Как лопнул у меня в коляске ремень, и как я чуть не рухнула на пол…… Наказание со мной, правда!?
Помню сердечко на Вашем костюме…. И возглас “Я недостоин её!!”. И глаза…. Огромные, вытаращенные.
Что же мне сказать Вам, Яшенька!?
Они жили в деревне неподалёку от пеньков вишнёвого сада. У них было пятеро детей, но они умерли, и дети их умерли… И все умрут, кроме тех, кто не умрёт! А кто не умрёт? Кто бессмертен? Может мы с Вами, открывшие тайну Сада? Давайте подумаем об этом. А Сашу я хочу попросить, когда получит он, сей труд, пусть прочитает его и не останется равнодушным.
Теперь хочу обратиться к Пете Трофимову…… Олегу Хайбуллину.
Вечный студент, похожий на призрака в зелёной одежде, здравствуй!
Я знаю, что скоро будет Сад, и опять ты, человек без возраста, станешь уговаривать вечно юную Анну бросить ключи в колодец. Но вы уже будете другими, потому что Сад бесконечно меняется. Он как река с быстрым течением, и как нельзя войти в одну и ту же воду дважды, так и в Саду нельзя играть одинаково.
Я видела тебя во многих обличиях. То ты был странником вечным, то режиссёром Хладиком, то Мефистофелем, но всегда сквозь эти образы проглядывало Садовое существование. И даже если ты играешь такое демоническое существо как Мистер Ужас, то всё равно это не злобный монстр, для которого нет ничего святого, а любящий отец…
И опять перед глазами у меня возникает наш старый зал на Сретенке….. И сцена, и мы на ней, и тот мотив, которым прерывался диалог Трофимова и Анны. Кстати, что вы пели, Петя? Что-то индийское?
Боже мой, как давно это было, пять лет минуло в апреле! Даже не верится!
Олегу же хочу сказать спасибо, за то, что взял меня к себе в проект.
Работа эта меня многому научила, и сейчас, просматривая документы того времени, я думаю, что сделала бы всё по-другому…
Сыграла бы не так…. Но, что уж теперь говорить об этом. Премьера покажет.
Епиходов идёт!!!! Он же Боря Баженов…….
Здравствуй солнце Епиходов!!! Здравствуй брат по тридцати трём несчастьям!!
Вот не даром мы с тобой всегда рядом стояли в Садовом ритуале. Помнишь?
Это называется, они нашли друг друга.
Ты мне всегда помогал, за что я благодарю тебя.
А маску свою знаменитую ты помнишь? В моё пребывание у вас она была чёрная с перьями, а потом я видела тебя уже в белой.
Но, по правде сказать, та чёрная мне нравится больше. Может, просто я привыкла к ней.
Епиходов—конторщик, в огромных сапогах и в юбочке…. Да! Ты такой и будь таким же. Протыкай иглою солнце-шарик… И улыбайся. Это у тебя так хорошо получается.
И пусть мы с тобой и тридцать три несчастья, мы не будем унывать по этому поводу! Правда!?
А Боре Баженову я скажу, что рада играть с ним в одном фильме, хоть и в разных сценах.
Шарлотте Ивановне……… Она же Тамара Сагайдак.
Здравствуйте уважаемая наша Шарлотта Ивановна!
Я всегда поражалась силе и магнетизму Вашему!! Как это получается у Вас? Наверно, эту загадку Вы мне не откроете. Да и можно ли её открыть вообще?
А моя собака и орехи кушает…… И белым пятном по сцене ураган прошёл. А помните, как мы с Вами носились по ковру-сцене в Доме актёра? Нет. Не забуду я этого. Я вообще мало, что забываю. Такова натура моя.
Интересно, что сталось с Вами за эти годы, милая Шарлотта Ивановна?
И так ли бел Ваш балахон, как прежде? Покажите нам фокус, Шарлотта Ивановна…… Нет, не покажете…
И отец у Вас циркач и матушка, а фокус не покажете. Что ж с Вами делать!? Идите, и растайте в воздухе белым облаком.
Тамара, а теперь я обращаюсь к Вам. В Фаусте Вы, если я не ошибаюсь, играли Призрак актёра.
Так вот. Там был такой момент….. Вы выходите и кричите: “Занавес….. Тв…..М…….!”.
Мне показалось, что этот мат вылетел у Вас неспроста. Вы кого-то спародировали!
Я даже догадываюсь кого, но имени этого человека не скажу. Пусть сам ломает голову . Если же я не права, и замысел был другой, то прошу прощения у всех.
Леониду Гаеву…….. Он же Митя Троицкий….
Господин Гаев! Привет, весёлому Пьеро!!
Гаев, а, может быть, Каев? Ведь Вам, помниться, тоже попал в глаз осколочек зеркала. Как Каю из сказки. Только Вы не стали злее от этого…. Просто сделались другим …. У Вас хороший образ и я частенько использую его в своих картинках…. Не знаю, почему, но до того, как я увидела Вас, Гаев в моём представлении был человеком лет пятидесяти в пенсне и в сером костюме. Где я такое видела, не помню.. Но в подсознании остался чёткий отпечаток этого образа.
Я вообще вас всех по-другому представляла, и это отдельная тема для разговора.
Митя, я не знаю Вас совсем. Можно сказать, что знакомство наше шапочное. Однако, я читала недавно Ваше интервью в Интернете, и меня поразила там одна вещь. Вы рассказывали, как играли в фильме Саши Дулерайна “Иван--Дурак”… И Вы никак не могли выстрелить в главного злодея Доктора Страуса, потому что Борис Юрьевич Юхананов, который играл его, Ваш друг…. Признаюсь, я зауважала Вас после этого ещё больше.
Пьяному прохожему (Царственному пьянице)…….. Он же Андрей Сильвестров.
Ваше Величество Царственный пьяница, приветствую Вас!
Вы не спились ещё? Да, что можно купить сейчас на 30 копеек? Разве что одну бисеринку с Вашей шапки. Вы уж не скромничайте, просите в долларах. Так уж принято у нас в матушке России. И не кричите Вы так отчаянно, не дадут ведь денежек, если кричать будете….
Удивительный Вы персонаж, появляетесь на сцене всего на несколько минут, а забыть Вас уже невозможно. Захочешь—не забудешь!!
И повадки у Вас монаршие и борода, как у опричника, и ростом Вы вышли …. Ну, вылитый царь или боярин…
Андрей, читала я про Ваш проект Москва-2. Неужели, правда, Берия приказал построить вторую Москву, чтобы сбить с толку вражеские самолёты? Интересно.
Анне ……. Она же Инна Колосова….
Здравствуйте красавица Анна!
Наивная семнадцатилетняя девочка, которая до безумия хочет любить. Когда я попала к вам, то немногим отличалась от этого образа. Мне так же было семнадцать лет, и так же я могла поддаться на уговоры красивого молодого человека, бросить ключи в колодец, отречься от старого мира…. Но теперь я другая….. И говорю Вам: “Не надо Аннушка! Не поддавайтесь на уговоры Пети! Будет только хуже. Всем!”
Но…… Вы плачете, и крупные слезинки катятся по Вашему красивому лицу, и падают на белое платье с квадратными резными рукавами. Вы растрёпаны, Ваши чёрные как смоль волосы в беспорядке……
Вы сжимаете в руке платок, и ………поддаётесь, и уплываете на чёрной надувной лодке с НИМ…..
Аня, гдеееееееее тыы, Аня?? Кричим мы. А Вас уже и след простыл.
Инна, Вам очень идёт образ Марты в Фаусте. Чёрное платье и белая маска…. Очень красиво.
Любови Андреевне Раневской………. Она же Ольга Столповская…..
Здравствуйте, Любовь Андреевна!
Хрупкая. Тонкая. Золотоволосая. Похоронившая сына Гришеньку, и скорбящая по нему всегда, как и любая мать……. Рвущая любовные письма из Парижа. Да, я помню Вас. Как стояли Вы на коленях, перед Лопахиным.
Ну, что…. Продан будет Сад 22 августа, но Вы не беспокойтесь, там поселятся садовые люди.
Сад бессмертен. Как и Чехов, как и Вы, Любовь Андреевна.
Вы хотите казаться другой, поэтому надели чёрный парик, из-под которого золотой волной падают на плечи Ваши настоящие волосы. Вы привыкли жить легко….. Сегодня в Москве, завтра в Париже, послезавтра в Ницце… А потом где?….. Кто знает.
Ольга, хочу Вам сказать, что Вы прекрасную песню сочинили. Я имею ввиду “Час Онорвен”. Я выучила слова и теперь иногда её пою, хотя голоса у меня практически нет. Спасибо Вам!!
Дуняше…. Она же Светлана Шамонина…
Здравствуй Дуняшенька!!
Воздушное создание с двумя хвостами по бокам и шипами на груди. Нимфа мускулистая наша! Не падай ты в обморок… Хотя нет. Падай. Ты так это грациозно делаешь. Яша говорит, что недостоин тебя, что ж, наверно, это так. Но всё равно он не имел права с тобой так поступать.
Ты такая ранимая….. А он тритон….. Мечтающий попасть на Альфо-Центавру.
А помнишь, Евдокия, как на сцене Сретенского театра, мы с тобой и Машенькой бродили в поисках смысла по кругу? Я его нашла, и теперь довольно преуспеваю в творческом плане. (тьфу тьфу тьфу, чтоб не сглазить!).
А ты по-прежнему падаешь в обморок, и у тебя голова болит от яшиной сигары.
Света, я не знаю, где Вы, и что с Вами. Но, надеюсь, что Вы меня помните.
Друзья мои, знаете, меня очень часто упрекают в необъективности по отношению к вам.. Но я и не ставлю перед собой задачи быть объективной. Ведь я, слава Богу, не критик и не театровед. Я художник, и беру те краски, чтобы рисовать, которые считаю нужным. Я свободный человек, и люблю вас, потому что вы очень хорошие люди, я это вижу и знаю.
Оксана Великолуг